Ивановцы рассказали об отношении к маркетплейсам

4 мая 09:09

Электронные площадки экономят время и дают возможность для развития бизнеса, однако в таком сотрудничестве немало подводных камней

Комиссия для бизнеса меняется несколько раз в месяц

Артур ЯГОВИТИН, поставщик товаров на электронных площадках: 

– Преимущества "Вайлдберриз" для бизнеса и покупателей очень разные. По опыту моей компании, условия для поставщиков сейчас не самые привлекательные и выходить с нуля новым магазинам будет трудно. Проблема в том, что маркетплейс выписывает штрафы, которые могут довести до банкротства. Также компания конфискует товар у некоторых поставщиков, в связи с чем очень много людей попали в неприятную финансовую историю. 

Из серьезных минусов то, что "Вайлдберриз" может менять комиссию несколько раз в месяц (речь идет об определенном проценте, который маркетплейс взимает у продавца с каждой покупки). Получается, что предприниматели покупали товар с одной наценкой, планировали продавать его по определенной стоимости, которая была конкурентной на рынке. И вдруг сервис изменил в большую сторону процент и люди попали в убытки. 

Для покупателей же преимуществ достаточно много. Самое главное из них – это очень низкие цены, они приближены к закупочным. Это получается за счет того, что сам "Вайлдберриз" делает скидку для постоянных клиентов, а продавцам потом эту сумму компенсирует. 

Также удобно, что жители могут заказать нужные товары в ближайший пункт выдачи рядом с домом. Но некоторые не знают меры и берут больше, чем купят. Просто для выбора. Нам же, продавцам, приходится оплачивать логистику до пункта выдачи и обратно до склада, что также сильно сказывается на финансовой прибыли. Введение платных возвратов на некоторые товары позволило бы минимизировать количество таких ситуаций – люди стали бы заказывать осознаннее.

Одежда может прийти грязной

Даниил ПЛЕТЮХИН, поставщик товаров на электронных площадках:

– Если говорить о плюсах покупок на маркетплейсах, то к ним можно отнести широкий ассортимент товаров, практически во всех категориях, что позволяет закрыть любые потребности. Человек может купить всё: от скрепок до телевизора и дивана. Всё это еще и с быстрой доставкой в несколько дней, что весьма удобно. 

С точки зрения доступности, если мы берем сегмент "масс-маркета", то для покупателя действительно электронные площадки предлагают цены чуть ниже, чем в офлайне. Кроме того у каждого маркеплейса есть своя программа лояльности. Например, на "Озоне" и "Вайлдберриз" есть СПП (скидка постоянного покупателя), она варьируется от 18 до 30%. Но, по сути, на выгоде для потребителя это никак не сказывается, это скорее маркетинговая уловка для покупателя. Дело в том, что большинство продавцов всё равно учитывает скидку в конечной цене, ведь расходы на продажу товаров увеличиваются с каждым годом. 

Есть еще дополнительная скидка при оплате со счета "Озон"­ или "Вайлдберриз Банка" (около 3–5 %). Вот она в некоторых случаях действительно может реально снизить цену на товар. 

У "Яндекс.Маркета" и "СберМегаМаркета" – свои целые экосистемы, на мой взгляд, более интересные. Например, у "Сбера" при оплате картой в магазинах-партнерах начисляются бонусы и ими можно оплачивать 99% стоимости покупки на их маркетплейсе. 

Если говорить о минусах покупок, то бывают случаи, когда человеку приезжает не то, что он заказывал (из-за подмены или ошибки операционной обработки вашего заказа на складе). Также товар может поступить в плохом состоянии (такое часто бывает особенно с одеждой – грязная, порванная, в зацепках). 

Если в среднем ценовом сегменте производители делают ставку на качество изделий, то рынок популярных маркетплейсов больше ориентирован на дешевый и доступный товар. А значит, сделать качественную покупку нелегко, приходится копаться среди миллионов "мусорных" предложений.

ЦИФРЫ. Ивановский бизнес продолжает удерживать лидерство по объему продаж на "Вайлдберриз" среди регионов, уступая только Москве и Санкт-Петербургу. Показатель нашего региона – 27,4 млрд рублей, далее идут Краснодарский край – 18,2 млрд и Свердловская область – 17 млрд рублей. Пресс-служба маркетплейса уточняет, что российский бизнес продолжает активно выходить в онлайн-сегмент и осваивать здесь новые товарные ниши. Например, число региональных предпринимателей, реализующих автозапчасти, выросло за год в 11 раз, а крупной бытовой техники и сантехники – в 4 раза.

Если не понравится качество, покупатель в праве отказаться

Екатерина КРУГЛОВА, администратор ресторана: 

– Уже несколько лет я совершаю покупки практически только онлайн, за исключением продуктов. 90% вещей я приобрела на маркетплейсах – это очень удобно: тебе не нужно ходить по десяткам магазинам, чтобы выбрать понравившееся, стоять в очередях. 

Большое преимущество в том, что можно заказать абсолютно всё, что тебе нужно. 

Например, недавно мама попросила меня купить приспособление для чистки чеснока. Я сначала даже не знала, куда за ним идти. Посмотрела в крупных сетевых продуктовых магазинах – в наличии не было. Решила обратиться на "Озон" – и сразу заказала. Через два дня уже забрала в пункте выдачи прямо в моем доме. 

Лично для себя я чаще всего заказываю одежду – вижу на фото, как выглядит то или иное изделие, сразу понятна цена, размеры в наличии. После заказа я выбираю нужное в примерочных. Можно всегда отказаться, если не понравится качество или размер. Все мои сверстники тоже покупают на маркетплейсах.

От количества одинаковых предложений рябит в глазах

Анна ГОРИНА, пенсионерка: 

– Я заказывала несколько раз на маркетплесах, но все-таки больше предпочитаю ходить по традиционным магазинам. Во-первых, для меня удобнее всё потрогать, посмотреть. Даже бытовую химию – сразу видно, какие средства и для чего, в каком идут объеме. На маркетплейсах же несколько десятков страниц с этими флаконами, одно и то же средство продают более 30 продавцов, то есть листаешь одни и те же карточки товара и не знаешь, что выбрать. Меня это смущает. Причем везде разная цена. Полагаю, если бы они брали у официального поставщика, то стоимость была бы примерно одинаковая. Возможно, более дешевые предложения – подделка. 

Во-вторых, терпимо посмотреть первые три страницы предложений, далее уже всё сливается в глазах, я устаю листать эти карточки. Поэтому не представляю, как там можно выбирать одежду часами. 

В-третьих, реальный шопинг – это всегда про чувства и эмоции от покупки, когда ты получаешь удовольствие. В магазин можно сходить вместе с близкими, выпить потом чашечку кофе. 

Я не против эры маркетплейсов, но пока всё еще хочется, как прежде, ходить по торговым точкам.

МЕЖДУ ТЕМ. В сентябре на маркетплейсе "Озон" был запущен проект "Сделано в Ивановской области", который направлен на поддержку местного производства и стимулирование экономического роста региона. В специальном разделе размещено уже более 42 000 товаров. Оставить заявку на включение товара в каталог бизнесмены могут в центре "Мой бизнес", который реализует меры поддержки в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

Мария СЕДОВА

Читайте также
"Современным детям некогда готовить и убираться"
15 общественных пространств Ивановской области получат средства на благоустройство
"Муравейник-2024" в Иванове: полная программа