Ирина ХОХЛОВА: "Притяжение" – это новый формат, непохожий на остальные

11 апреля 16:10

В восстановление старого здания вложено порядка ста миллионов: удалось воплотить всё задуманное и даже больше

О судьбе одного из ведущих центров дополнительного образования, предназначении педагога и возможностях дополнительного образования мы беседуем с директором Центра социальных компетенций "Притяжение" в Иванове Ириной Хохловой.

– Восстановление и открытие одного из крупнейших в городе детских центров потребовало больших моральных и материальных вложений. С открытия нового корпуса прошло пять лет. Всё ли удалось воплотить, как задумывали? 

– Сначала мы были Детско-юношеским центром, и у нас было два корпуса с несколькими комнатками на улицах Благова и Мархлевского и залом на 100 мест. Но детей было так много, что мы не помещались – особенно, если устраивали внутренние или городские мероприятия. И вот тогда, в 2017 году, я серьезно задумалась над тем, что нам необходимо большое помещение.

Мои родители живут в районе меланжевого комбината, и очень часто, проезжая мимо заброшенного ДК, папа мне говорил, что надо бы его восстановить, чтобы использовать под центр. Я отмахивалась: "Какое восстановление? Откуда деньги, откуда силы?" Но вдруг в какой-то момент, как раз в 2017 году, что-то внутри перещелкнуло, собралась классная команда, в которую я поверила. Они поддержали идею создания центра нового типа, нового поколения, нового формата: с большими площадями, с интересными современными пространствами, непохожего на все остальные... Но больше всего заботил вопрос: где взять денег?

Мою идею поддержала Елена Александровна Юферова (бывший начальник городского управления образования). Мы вышли на главу города. Владимир Николаевич Шарыпов помог подключить губернатора, и мы получили полуразрушенное здание бывшего ДК в оперативное управление.

В 2018 году нам выделили средства и поставили задачу: за четыре месяца, с сентября по декабрь, мы должны были сделать первый этап – левую часть помещения и сразу начать в нем занятия, не дожидаясь восстановления всего здания. Эту часть мы планировали для работы с малышами: с дошкольниками и учениками начальной школы. Затем в 2020 году был выполнен ремонт правой части, а после пандемии, в 2022-м, – и фойе первого этажа. На сегодняшний момент в здании площадью 6000 квадратных метров отремонтированы примерно 3000.

– Каковы планы на остальные помещения центра? Сколько денег потребуется на довосстановление? 

– В восстановление вложено порядка ста миллионов, удалось воплотить всё задуманное и даже больше: параллельно появились новые интересные проекты и большое желание участвовать в грантовой деятельности. Недавние гранты дали нам возможность улучшить материально-техническую базу и приобрести новейшее оборудование: например, сборно-разборную сцену, огромный LED-экран, большую уличную палатку для масштабных мероприятий на улице.

Что касается восстановления центральной части здания, то сейчас трудно назвать точную цифру. Когда составляли проект, расчет был примерно на 140–150 млн руб­лей. Сейчас, по словам специалистов, на ремонт требуется более 280 миллионов, но нужно делать новую документацию и расчет. Я уверена, что и глава города, и губернатор помнят про нас и понимают, что нам надо дальше восстанавливаться.

Сейчас мы функционируем самостоятельно, без центральной части. Я ищу социальные контакты, знакомлюсь с новыми интересными людьми на всероссийских конкурсах, программах и образовательных проектах, спрашиваю совета у экспертов, ищу людей, которые могут так или иначе помочь восстановить центральную часть с огромным концертным залом на 800 посадочных мест, крутящейся профессиональной сценой, девятью уровнями кулис, с партером и большим балконом в зале и уникальными элементами декора того времени. Здание 1967 года постройки: понятно, что вложения требуются колоссальные, в том числе и на укрепление отдельных конструкций и даже стен.

– Каков сегодня госзаказ на направления допобразования детей и насколько он совпадает с социальными запросами детей и родителей? 

– В Иванове – восемь образовательных учреждений, пять из них – классической направленности. Каждое имеет муниципальное задание с определенным количеством человеко-часов и детей, которые каждое учреждение должно охватывать (в нашем случае – 4700).  

Да, многие дети и родители выбирают занятия технической направленности: программирование, робототехнику, но в наших классических направлениях недобора нет. Поэтому сказать, что сейчас более востребовано, сложно. Востребовано всё, а особенно то, что находится около твоего дома (вот это однозначно).

– Может ли в наше время бюджетное учреждение работать без привлечения родительских средств в виде добровольных пожертвований (на охрану, оборудование, костюмы...)?

– Вопрос финансирования всегда был болезненным. Бюджетного финансирования, конечно, недостаточно, но сказать, что мы живем за счет добровольных пожертвований, нельзя: у нас их почти нет. Разве что когда дети едут на конкурсы (там есть оргвзносы), но это решают родители вместе с преподавателем и детьми.

Что касается покупки оборудования или инвентаря, то мы по возможности включаем это в план финансовой деятельности. Никаких обязательных сборов у нас нет – наоборот, стараемся работать со спонсорами, партнерами, которые могут нам помочь.

У нас много объединений, которые занимаются декоративно-прикладным творчеством. Ну, мы же не покупаем эту ткань: просто у меня есть хорошие знакомые, которые знают, что если остается обрезь, синтепон, тесьма, то нужно собрать это в мешки, а не выбрасывать и в августе предложить центру с декоративным творчеством по дизайну. Очень много мы делаем из подручных материалов, и нужно сказать огромное спасибо родителям, которые помогают нам не деньгами, а как раз какими-то материалами: из швейных цехов несут тряпки, а с производства – спилы, доски...

В общем, пытаемся искать друзей, искать людей, которые нам будут помогать.

– Оправдала ли себя система "Навигатор.37" дополнительного образования?

– Изначально отношение к этой платформе было отрицательно-негативное, но я как руководитель, изучив несколько лет назад этот вопрос, углубившись в него, посмотрев, как работает платформа, поняла, что, в принципе, это штука классная. Она помогает детям, прежде всего старше 14 лет, которые владеют интернет-технологиями, выбрать направление по душе, не прибегая к помощи родителей. С помощью системы фильтров, не выходя из дома, можно посмотреть, где какие кружки есть, можно отсортировать поиск по конкретному учреждению, по направлению, возрасту, конкретному кружку, близости к дому и здесь же посмотреть программу занятий, расписание, отзывы о педагогах. И не надо никуда звонить и ходить.

Конечно, есть трудности для тех, кто не владеет интернетом или не может разобраться, как это работает. Но на такие случаи у нас есть дежурный администратор, который может помочь с выбором кружка или направления, посадив рядом с собой за компьютер.

– Как в регионе проходит эксперимент по внедрению и освоению сертификатов на дополнительное образование? Предполагалось, что государство выделит ребенку сертификат на определенную сумму, которую можно потратить на полную или частичную оплату занятий в муниципальных или частных детских центрах...

– Исходя из муниципального задания, которое утверждено каждому учреждению, часть детей на определенные программы ходит за счет этих социальных сертификатов. Мы участвуем в такой экспериментальной работе. Сейчас идет период отладки: организаторы что-то поправляют, мы просим что-то поправить, потому что не всё идет гладко. Иногда возникают большие трудности, особенно с теми, кто не владеет информационными технологиями.

Там есть определенный регламент: нужно зарегистрироваться, подать заявку, после этого ждать звонка, потом в течение нескольких дней принести документы, не принес вовремя – заявка отклоняется. Родители начинают сердиться, почему мы отклонили заявку, а это не мы, а электронная система, ей не объяснишь, почему ты не пришел вовремя. И надо подавать заявку заново. Поэтому проблема номер один – разъяснительная работа с родителями.

Вторая проблема – когда ребенок ходил-ходил по этому социальному сертификату и перестал. Педагог звонит родителям, но ребенок так и не приходит, а за каждое отсутствие без уважительной причины (справки) с сертификата списываются деньги. Поэтому, если ребенок вдруг передумал посещать занятия, родители должны сразу поставить в известность педагога и написать заявление об отчислении, чтобы сохранить деньги на сертификате и, возможно, направить их на оплату другого занятия.

– Сегодня учреждения допобразования конкурируют между собой, ибо набор предложений и направлений примерно одинаков. Вам приходится бороться за клиентов?

– Я сторонник того, чтобы конкуренция была добросовестной. Это однозначно. У каждого учреждения своя ниша. Пять учреждений в городе – многопрофильные. Очень много появилось платных центров, причем не у всех есть лицензия на образовательную деятельность.

Чтобы бороться за клиентов, требуется быть прежде всего клиентоориентированным. Не нужно иметь телефонные станции, которые перенаправляют бедного родителя с одного телефона на другой. Должен быть толковый дежурный администратор, любой педагог должен быть доброжелателен, грубость недопустима. Наконец, нужно просто любить свою работу и постоянно развиваться.

Этому я учу своих администраторов, это делаю я сама, это делают мои заместители.

Николай МАНТУРОВ

Читайте также
Эксперты рассказали о правилах безопасного поиска работы в Ивановской области
Ивановский музтеатр представил новое прочтение музыкальной комедии "Гейша"
За три часа поезд-музей "Сила в правде" осмотрели около 15 тысяч ивановцев